Что такое Fine Art ? - Статьи

школа фотографии

+7 (495) 621-08-68

Блог > Статьи > Что такое Fine Art ?

 

Что такое Fine Art ?

 

В отличии от многих заимствований из английского языка, термин "файн-арт" (fine-art) - заимствование вынужденное. Аналогов, хотя бы приблизительно передающих его смысл в русском языке просто нет. Попробуем разобраться.

 

В английском языке есть чёткое разграничение между Fine arts и Applied arts. Первым термином обозначают любой продукт творчества, имеющий целью исключительно эстетическое наслаждение и не предназначенный для утилитарного использования. 

Например, картина Клода Моне «Уголок сада в Монжероне», будучи выставленной на продажу на аукционе Christie’s, окажется в каталоге в подразделе Fine arts. То есть ученые-ботаники смогут сэкономить время в поисках иллюстраций для своих трудов и по запросу «сад» не кликать по картине месье Моне. Такую живопись по-русски иногда называют станковой, и хотя это понятие известно только знатокам, оно существует,  и нет необходимости залезать в дебри английского языка для обозначения этого явления.

 

Другим продуктам творчества, в частности фотографии, повезло менее. Как называть фотографии, которые не предназначены для иллюстраций, каталогов, рекламы, семейного альбома и всякого другого утилитарного использования? Которые в первую очередь несут эстетическую и\или интеллектуальную нагрузку, и в этом контексте должны рассматриваться? Можно было бы называть такую фотографию художественной, если бы словосочетание не было замусолено до последней степени. Фраза «художественная фотография» встречается настолько часто и иногда в таких неподходящих местах, что для чуткого уха звучит почти как ругательство. Например, автор этих строк не раз видел, как одной из услуг в домах быта после фото на документы шло «художественное фото». На деле это означало, что работник при съемке ставил свет не фронтально, как на документы, а под небольшим  углом, при этом выражение лица и поза снимаемого, не говоря уже о фоне,  оставались точно как в паспорте.

 

 

Фотография далеко не сразу завоевала себе место в ряду изящных искусств. Несмотря на то, что в Америке,  Европе и дореволюционной России уже с середины 19 в. регулярно проходили фотографические выставки,  крайне мало людей видели в фотографии самостоятельное искусство. Её скорее воспринимали, как вспомогательный инструмент в науке и живописи,  а стало быть, в категорию “Fine arts” она попасть еще не могла. И только когда на западе (под западом следует понимать северную Америку и Европу) ей заинтересовались частные галереи и коллекционеры, когда появилось понятие винтажной (авторской) печати, когда fine-art фотографы стали ограничивать тираж своих произведений,  фотография стала восприниматься как самостоятельное искусство.  С начала 20 века фотографии стали появляться в коллекциях крупнейших музеев мира: Musée d’OrsayThe Metropolitan Museum of Art и др. Сами фотографы стали снимать не только по заказу журналов или частных лиц, но и специально для продажи своих работ. С точки зрения маркетинга fine art фотография встала рядом с fine art живописью.

 

 

Стоит сделать отступление и ввести понятийный аппарат:

Винтаж - отпечаток с носителя (пленки, матрицы или любого другого), сделанный как правило на бумаге либо самим автором, либо под его непосредственным контролем.

Тираж – заявленное фотографом ограниченное число отпечатков одной фотографии. Например, если под фотографией написано 3/5, то мы смотрим на третью фотографию из существующих пяти.

Эти понятия помогают уяснить, из чего складывается современный рынок файн арт фотографии. Это, во первых, имя и степень известности автора. И, во вторых, качество и тиражи его отпечатков. К примеру, работы немецкого фотографа Andreas Gursky стоят дороже работ английского фотографа Michael Kenna не только из за разницы в известности  (она не столь велика), но и из за разницы тиражей. Тираж любой фотографии Гурского - до 10. То есть каждый его отпечаток существуют в количестве не более 10 штук, как правило - 6. В то время как у Кенны тираж 50. Средняя стоимость работы Гурского – несколько сотен тысяч долларов, Кенны – 5 тысяч.

 

Для России само существование файн-арт фотографии, а тем паче связанные с ней понятия и тенденции долгое время были неактуальны. Трагедия, случившаяся осенью 1917-го года, в культурном отношении  отбросила эту страну на задворки визуальных искусств. Принцип полезности, возведенный в Советском союзе в ранг государственной идеологии и ударивший рикошетом по всем искусствам, поработил фотографию, и в наибольшей степени - именно её. Фотовыставки либо демонстрировали  достижения народного хозяйства в лицах, либо иллюстрировали историю партии. Работа фотографом означала халтуру в периодическом издании и подработку на свадьбах. О том, что за одну напечатанную в темной комнате карточку за океаном могут отдать во много раз больше денег, чем советский фотограф зарабатывал за всю жизнь, никто не догадывался. Коллекционирование фотографии в СССР находилось не в зачаточном состоянии, из которого рано или поздно вырастает хотя бы младенец, а отсутствовало вообще.

 

 

Для обывателей и сейчас мало что изменилось. Мысль о том, что квартиру или офис можно украсить не постером из сети магазинов шведской мебели, а произведением фотографического искусства, купленным непосредственно у понравившегося автора или в специальной галерее, мало кому приходит в голову. Подобные произведения, хотя и сомнительной художественной ценности, начинают изредка появляться в офисах крупных компаний, однако их появление инспирировано самими авторами. Для сравнения, в крупных городах Америки на 30000 человек народонаселения приходится одна фотогалерея. В России все фотогалереи можно перечислить на небольшом листке из блокнота.

 

И все же, понемногу ситуация меняется. Всемирно известных фотографов выставляют не только в Москве и Петербурге, но и в других крупных городах страны: в Перми, Калининграде и Нижнем Новгороде.  Все больше российских фотографов начинают осознавать себя как часть рынка современного искусства, продавать свои отпечатки за рубежом. А это значит, что через некоторое время понятие fine art фотографии войдет и в сознание россиян. Причём не только как способ украшения интерьеров, но и как надежный вид финансовых инвестиций. Что для молодых авторов, в свою очередь,  станет подспорьем для дальнейшей работы на ниве творческой фотографии.

 

 

 

Автор статьи - профессиональный фотограф,

лауреат российских и международных конкурсов,

преподаватель школы Fine Art

Александр Писарев (alexanderpisarev.com)

 

 

Все права на публикацию этого текста принадлежат школе фотографии Fine Art.

При использовании материалов статьи ссылка на источник обязательна.

 
 

Online запись

     

    Удобный подбор обучения по трём параметрам:

     

    - мероприятие,

    - дата,

    - преподаватель.

     

    Подобрать обучение >>

     

     

Преподаватели FINE ART

Заявка на обучение
Название курса, мастер-класса, мероприятия:
Преподаватель:
Дата начала обучения:

Подписка на новости

Подпишитесь на нашу рассылку и получайте интересные новости о мероприятиях и событиях фотошколы Fine Art 

не чаще 2-х раз месяц.

 

Если Вы не хотите получать СМС-рассылку (не чаще 1-го раза в месяц) - просто оставьте поле "Телефон" не заполненным.

 

Следите за нашими новостями любым удобным способом.

 

 



Обратная связь