Стоимость курса (8 лекций) — 5500 руб.
Запись на полный курс закрыта.
Стоимость каждой лекции по отдельности — 900 руб.
Скидка для студентов школы — 10%. Подробнее о скидках.
8 ЛЕКЦИЙ ПО 3 ЧАСА
1 РАЗ В НЕДЕЛЮ
Ближайших групп нет
Стоимость курса (8 лекций) — 5500 руб.
Запись на полный курс закрыта.
Стоимость каждой лекции по отдельности — 900 руб.
Скидка для студентов школы — 10%. Подробнее о скидках.
Данный курс представляет собой цикл лекций по фотографии, разработанный искусствоведом и историком фотографии Ириной Толкачёвой.
Вместе с лектором слушателям предлагается подумать над идеями и проблемами, которые исследуют в своём творчестве авторы различных временных периодов.
Важной особенностью курса является подбор материала не по хронологическому, а по тематическому принципу. В рамках лекций рассматриваются как традиционные для истории искусства жанры, в которые фотография неизбежно привносит свою специфику, так и темы, актуальные на сегодняшний день и связанные, в первую очередь, с фотографией как современным искусством.
Большая часть материала относится к концу XX — началу XXI века, что не исключает анализ более ранних произведений, без которых сложно увидеть перспективу собственного развития в постоянно меняющемся мире.
Курс будет полезен как практикующим фотографам, так и широкому кругу слушателей, интересующихся фотографией и визуальным искусством.
Подробная программа занятий приведена ниже >
Стоимость курса (8 лекций) — 5500 руб.
Запись на курс закрыта.
Стоимость одной лекции — 900 руб.
Запись через сайт обязательна.
Лекция 1 | 24 января | Пейзаж: красота и ненависть
Лекция 2 | 31 января | Портрет в развитии
Лекция 3 | 7 февраля | Обнажённая натура и вопросы телесности. Часть 1
Лекция 4 | 14 февраля | Обнажённая натура и вопросы телесности. Часть 2
Лекция 5 | 28 февраля | Натюрморт — живой или мёртвый?
Лекция 6 | 13 марта | Сконструированная реальность
Лекция 7 | 20 марта | Правда и постправда, документ и иллюзия
Лекция 8 | 27 марта | Этика, цензура, шок
Лекция 1. Пейзаж: красота и ненависть
Фотографический пейзаж прошёл интересный путь, в котором была и опора на живописные традиции, и документальная «топографическая» функция, и символическая нагруженность философскими и эзотерическими концепциями.
Выставка «Новая топография» 1975 года стала поворотным моментом в истории, поставив вопросы, которые с тех пор значительно расширились и усложнились.
Широкая публика по-прежнему ждёт от пейзажа «красоты» и полагает, что это непоколебимый традиционный жанр, куда не способно проникнуть раздражающее «современное искусство».
Однако это не так. Актуальный фотографический пейзаж уже давно говорит не о «красоте», «духовности» или «уголках природы». Он говорит о политике, экологии, социальных вопросах, статистике, потреблении, осмысливает историю искусства и иногда даже возвращается к традиционной категории возвышенного, но уже на совсем новом уровне.
Лекция 2. Портрет в развитии
Портрет – самый популярный и, кажется, самый понятный и очевидный жанр.
Возможно, покажется неожиданным, но, вероятно, история фотографического портрета богаче вариантами, нюансами и подходами, чем история живописного.
В лекции рассматриваются ключевые моменты истории фотографического портрета, вплоть до выхода за пределы субъектности и концептуальных исследований самой сущности фотографического портретирования.
Лекция 3. Обнажённая натура и вопросы телесности. Часть 1
Обнажённая натура – традиционный и древний жанр искусства, однако для фотографии она сразу стала проблемой. Постепенно проблема решилась, и женское обнажённое тело стало популярной и легитимной натурой (в отличие от мужского, которое составляет отдельное интересное ответвление фотографической истории). Вопросы телесности в культуре привлекают пристальное внимание искусствоведов и культурологов как минимум последние 40 лет.
В двух лекциях раскрываются вопросы обнажённого тела и телесности в фотографии, которые неразрывно связаны не только с формой и эстетикой, но и с понятиями гендерных и медицинских норм, категориями прекрасного и безобразного, приличного и неприличного, символического и натуралистичного. А также рассказывается об изменениях этих понятий и норм со временем, и отражении изменений в фотографии.
Лекция 4. Обнажённая натура и вопросы телесности. Часть 2
Содержание — см лекцию 3.
Лекция 5. Натюрморт — живой или мёртвый?
Натюрморт – пожалуй, один из самых проблемных жанров для современной арт-фотографии. Его кризис особенно хорошо виден на отечественных примерах, но и в общемировом контексте не так много авторов, которым удаётся найти выход из ситуации, когда символизм традиционного натюрморта давно не отвечает современному мышлению. Одновременно мы наблюдаем расцвет натюрморта в инстаграме, рекламе, предметной съёмке и т.п.
Эстетизация повседневности через натюрморт захватила современного зрителя, но это почему-то не всегда принимают во внимание «серьёзные» фотографы. Однако в 2010 годы на сцену вышли авторы, работающие над актуальными вопросами взаимодействия аналоговой и цифровой фотографии, истории и ностальгии, документа, иллюзии и манипуляции, воплощая их именно в натюрморте, переосмысливая возможности его языка.
Лекция 6. Сконструированная реальность
Лекция посвящена явлению, которое называется Constructed reality или Tableau photography, когда фотограф не фиксирует непосредственную реальность, а создаёт сложные сцены с декорациями и реквизитом.
Сконструированная реальность — жанр современной фотографии, посредством которого решается широкий спектр задач. От коммерческой и популярной фотографии этот жанр отличается масштабом решаемых вопросов – социальных, психологических, культурных.
В отличие от других форм концептуальной фотографии, которые часто представляются зрителю непонятными, заумными или скучными, Tableau photography выглядит занимательно, зрелищно и привлекательно, даже если анализирует сложное явление или содержит многоплановые рассуждения. Семья, одиночество, война, материнство, детство, смерть, преступление, фобии, хобби, образ жизни, еда, ксенофобия, толерантность, экология, наука, история искусства – практически любая тема, независимо от степени её глобальности может быть проиллюстрирована в сконструированной реальности.
Лекция 7. Правда и постправда, документ и иллюзия.
Фотография – одновременно документ и образ. Во второй половине двадцатого века Филипп Халсман заметил, что вековой спор о том, является ли фотография искусством или всё же чем-то сугубо утилитарным можно считать оконченным, признав, что фотографическое изображение всегда признаётся реальным, но воспринимается символически. Фотографии всегда доверяли как свидетелю истины, одновременно понимая её уязвимость перед любого рода манипуляциями.
В наше время возможности манипуляций достигли пугающих высот. Как фотография работает с вопросами и вызовами современности? Можно ли в наше время вообще считать какое-либо изображение документом? Возможно ли это было раньше? Сохраняет ли фотография историю и память, можно ли доверять ей хоть в чём-то?
Лекция 8. Этика, цензура, шок
Фотография быстро отражает изменения в обществе и сама (в некоторых случаях) формирует их. Именно с фотографии часто начинается дискуссия или скандал, затрагивающие самые злободневные вопросы.
В лекции рассматриваются примеры отдельных фотографий, проектов и сюжетов, которые обозначают болевые или проблемные точки современного мира и указывают на изменения. Что оскорбляет зрителя, что кажется неэтичным или несвоевременным, что вызывает протест или горячие споры? Почему это происходит, почему именно эти темы волнуют нас, как фотография может помочь, как фотография служит добру или злу.
Будьте осторожны, кое-что действительно может шокировать.