История фотографии

История фотографии

12 ЗАНЯТИЙ ПО 2 ЧАСА
2 РАЗА В НЕДЕЛЮ / 1,5 МЕСЯЦА

Ближайших групп нет

Онлайн-лекции с возможностью коммуникации с преподавателем.
Доступ к записям занятий в течение всего курса.
Фото © Cindy Sherman

Курс уже стартовал, поэтому запись на него  закрыта.
Вы можете записаться и оплатить интересующие вас лекции по одной или приобрести временный доступ ко всем видеозаписям курса.

О курсе

Курс лекций Ирины Толкачёвой по истории фотографии рассматривает фотографический медиум как неотъемлемую часть искусства и культуры. Курс будет полезен широкому кругу слушателей, желающих разбираться в современных визуальных процессах.

С момента своего появления фотография начала менять наше визуальное восприятие: способ видеть и способ смотреть. Фотографии окружают нас повсеместно, мы смотрим на них каждый день и сами их производим. Фотография является инструментом познания и формирует картину мира, влияет на наше мнение, оценку событий, фактов, людей. Чтобы лучше понять, как это происходит, необходимо изучать её историю, которая неотделима от истории искусства, политики, идеологии, науки, быта, моды, рекламы, стереотипов поведения, массовых коммуникаций, человеческих отношений. Обо всем этом пойдет речь на лекциях.

Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней.

Программа лекций >

Как проходят онлайн-лекции >

 

Расписание и стоимость лекций

Стоимость курса (12 лекций) — 4500 руб. Запись закрыта.

Стоимость одной лекции — 600 руб.

В данный момент ближайших групп нет. Вы можете оставить заявку.

Получить доступ ко всем видеозаписям курса >

 

Как проходят онлайн-лекции

  • Доступ к онлайн-лекциям организован с помощью популярного приложения для видеоконференций, которое работает на всех современных устройствах.
  • В процессе занятий вы можете общаться с лектором, задавать вопросы голосом или письменно, слышать других участников.
  • Для тех, кто не сможет прослушать те или иные лекции в прямом эфире, есть возможность просмотреть их в записи. Доступ к записям открыт в течение всего курса + 14 дней с момента его окончания.

 

Программа лекций

20 апреля | Лекция 1
ИЗОБРЕТЕНИЕ ФОТОГРАФИИ И ПОРТРЕТ В XIX ВЕКЕ
На примере портрета – самого популярного жанра коммерческой и художественной фотографической практики – рассматриваются различные вопросы функционирования фотографии в 19 веке. Изобретатели фотографии и первые дагеротипные портреты, первые портретные фотоателье и их обстановка. Как следовало одеваться, причесываться и вести себя у фотографа. «Визитные карточки», посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, полицейские картотеки, творчество выдающихся мастеров фотографического портрета и первые шедевры – эти и другие темы будут рассмотрены на лекции.


23 апреля | Лекция 2

ЖИВОПИСЬ И ФОТОГРАФИЯ В XIX ВЕКЕ
Лекция посвящена разнообразным формам взаимовлияния искусства и фотографии. Ранние опыты фотомонтажа, влияние фотографии на живопись и живописи на фотографию, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Критика, полемика и скандалы, сопровождавшие попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.


27 апреля | Лекция 3

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ. АР НУВО И АР ДЕКО
Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль Модерн и Символизм в фотографии, пикториальная фотография как международное явление. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Компания Кодак и массовое распространение любительской фотографии. Переход от идеологии Прекрасной эпохи к авангардным художественным практикам. Спорт, эротика, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов. Первые шаги цветной фотографии


30 апреля | Лекция 4

ФОТОГРАФИЯ И АВАНГАРД
На лекции рассматриваются тенденции «новой фотографии» 1920-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа. Дадаизм и сюрреализм в фотографии. Влияние художественных экспериментов на коммерческую фотографию и рекламу.


4 мая | Лекция 5

HUMAN CONDITIONS. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ И ЖАНРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ В XX ВЕКЕ
Фотография как инструмент анализа человека и общества в первой половине-середине 20 века. Зарождение и развитие социальной документалистики, жанровая и стрит-фотография, смена тенденций и идеологий. Послевоенный гуманизм, выставка «Род человеческий». Полемика «Новых документалистов» с предыдущим поколением. Усложнение взгляда на общество и человеческую природу со второй половины 1950-х. Критика способности фотографии быть свидетелем и интерпретатором реальности.


7 мая | Лекция 6

FASHION-ФОТОГРАФИЯ
Фотография моды как самый молодой и сложный вид фотографии. Одновременно коммерческая и художественная практика, отражение и формирование идеала красоты и стиля жизни. Сложение и развитие fasion-фотографии в 20 веке, смена направлений, основные имена. Фотография моды конца 20 -начала 21 века. Критика коммерческого глянца и рефлексия авторов внутри индустрии. Анализ вопросов сексуальности, телесности, норм поведения, стереотипов fashion-фотографии и её влияния на общественное мнение. Демократизация, провокация, различие подходов.


11 мая | Лекция 7

РЕПОРТАЖ В XX ВЕКЕ
Военный и социальный репортаж, роль фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения. Фотографы Второй мировой войны и советский военный фоторепортаж как отдельный феномен, “LIFE” и другие иллюстрированные журналы, агентство «Магнум», фотоистории и фотокниги. Репортаж в век телевидения, война во Вьетнаме.


14 мая | Лекция 8

ФОТОГРАФИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Художественная фотография в 20 веке, вопросы собственного фотографического языка, эстетики и поэтики. Способы познания мира через фотографически-художественный образ на протяжении 1930-70-х годов, возможность выразить эмоции средствами фотографии. Взаимодействие научного, документального и символического, расширение горизонтов зрения и рождение новых поэтических и философских ассоциаций.


18 мая | Лекция 9

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ. КАТАЛОГ, ТИПОЛОГИЯ, СКОНСТРУИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вопросы концептуальной фотографии, определение концептуального искусства. Решение вопросов фотографии средствами фотографии, фотография как инструмент исследования самой себя. Дюссельдорфская школа, строгий документализм, понятие deadpan, фотография как современное искусство, повышение её рыночной стоимости. Constructed reality или Tableau photography -сконструированная реальность как жанр современной концептуальной фотографии, посредством которого решается широкий спектр задач.


21 мая | Лекция 10

НОВЫЙ ПЕЙЗАЖ. ФОТОРЕАЛИЗМ И ЦВЕТ
Новые фотографические и художественные тренды 1970-х. Актуализация цвета, цветная фотография как проблема, выставки и полемика в прессе. Фотореализм в живописи и скульптуре, возможность быть художником в век фотографии. Выставка «Новая топография» 1975 года и её последствия. Категории возвышенного и банального, традиционного и современного, природного и культурного. Современный фотографический пейзаж как способ говорить об обществе, экологии, потреблении и истории искусства. Пейзаж как метод анализа реальности и политическое высказывание.


25 мая | Лекция 11

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИРОНИЯ, ЭПАТАЖ
На лекции рассматриваются вопросы взаимодействия фотографии с актуальными художественными практиками в конце XX – начале XXI века. Проблемы самопрезентации, самоидентификации личности посредством фотографии. Фотографические исследования категорий тела и пола, социальных стереотипов и табу. Введение в поле зрения социума различных субкультур, образов телесности, сексуальности, образа жизни и поведения и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии. Вопросы влияния фотографии на массовое сознание.


28 мая | Лекция 12
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Тенденции фотографии последних лет – художественной, документальной, коммерческой. Вопросы телесности, гендера, сексуальности, смерти, природы и науки, архива и памяти, фотографической правды, пропаганды и фальсификации, портретирования и самоидентификации, перформативных практик и т.п.

 

В данный момент ближайших групп нет. Вы можете оставить заявку.

Получить доступ ко всем видеозаписям курса >