История фотографии

История фотографии

12 ЗАНЯТИЙ ПО 2 ЧАСА
1 РАЗ В НЕДЕЛЮ / 3 МЕСЯЦА

Ближайших групп нет

Стоимоcть одной лекции: 700 руб.
Формат занятий: офлайн или онлайн.

Фото © Cindy Sherman

О курсе

Курс лекций Ирины Толкачёвой по истории фотографии. Рассматривает фотографию в контексте истории искусства, политики, идеологии, науки и человеческих отношений.
Для широкого круга слушателей, желающих разбираться в изобразительном искусстве и современной визуальной культуре.

Лекции построены на материале, хронологические рамки которого охватывают период от середины XIX века до наших дней.

Занятия предполагают не только лекционный формат. Во время лекций и после них Ирина с удовольствием отвечает на вопросы аудитории, поясняет сложные моменты, открыта к дискуссиям и комментариям слушателей.

Курс проходит одновременно в онлайн- и офлайн-формате. Вы можете выбрать удобный формат участия при записи на мероприятие.

 

От автора курса

«С момента своего появления фотография начала менять наше визуальное восприятие: способ видеть и способ смотреть. Фотографии окружают нас повсеместно, мы смотрим на них каждый день и сами их производим. Фотография является инструментом познания и формирует картину мира, влияет на наше мнение, оценку событий, фактов, людей. Чтобы лучше понять, как это происходит, необходимо изучать её историю, которая неотделима от истории искусства, политики, идеологии, науки, быта, моды, рекламы, стереотипов поведения, массовых коммуникаций, человеческих отношений. Обо всем этом пойдет речь на лекциях.»

Программа лекций >

 

В данный момент ближайших групп нет. Вы можете оставить заявку.

 

Онлайн-доступ к лекциям

При невозможности участвовать в курсе очно, мы можем предоставить вам онлайн-доступ к лекциям через Zoom. В процессе лекций или после них вы можете общаться с лектором, задавать вопросы голосом или письменно.
Независимо от формата участия занятия проходят только в указанное на сайте время (19:00 — 21:00 МСК). Запись Zoom-конференций не предоставляется.

 

Программа лекций

17 ноября | Лекция 1
ИЗОБРЕТЕНИЕ ФОТОГРАФИИ И ПОРТРЕТ В XIX ВЕКЕ
На примере портрета – самого популярного жанра коммерческой и художественной фотографической практики – рассматриваются различные вопросы функционирования фотографии в 19 веке. Изобретатели фотографии и первые дагеротипные портреты, первые портретные фотоателье и их обстановка. Как следовало одеваться, причесываться и вести себя у фотографа. «Визитные карточки», посмертная фотография, физиологические опыты с электричеством, полицейские картотеки, творчество выдающихся мастеров фотографического портрета и первые шедевры – эти и другие темы будут рассмотрены на лекции.


24 ноября | Лекция 2

ЖИВОПИСЬ И ФОТОГРАФИЯ В XIX ВЕКЕ
Лекция посвящена разнообразным формам взаимовлияния искусства и фотографии. Ранние опыты фотомонтажа, влияние фотографии на живопись и живописи на фотографию, школа реализма, импрессионизм, проблемы изображения обнаженной натуры, фотографические эксперименты по фиксированию стадий движения, предшествовавшие появлению кинематографа. Стереоскоп и стереофотография. Критика, полемика и скандалы, сопровождавшие попытки фотографии утвердиться в мире изящных искусств.


1 декабря | Лекция 3

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК НАЧИНАЕТСЯ. АР НУВО И АР ДЕКО
Фотография и изобразительное искусство на рубеже веков. Стиль Модерн и Символизм в фотографии, пикториальная фотография как международное явление. Программы, манифесты, журналы, творческие объединения, альтернативные техники печати. Компания Кодак и массовое распространение любительской фотографии. Переход от идеологии Прекрасной эпохи к авангардным художественным практикам. Спорт, эротика, танец и пластика человеческого тела в фотографии начала 1920-х годов. Первые шаги цветной фотографии


8 декабря | Лекция 4

ФОТОГРАФИЯ И АВАНГАРД
На лекции рассматриваются тенденции «новой фотографии» 1920-х годов, соответствовавшие авангардным художественным практикам. Фотография и формирование нового видения, нового общества, нового человека. Баухауз и ВХУТЕМАС. Фотомонтаж и фотограмма, пропаганда и реклама, разработка принципов актуального фоторепортажа. Дадаизм и сюрреализм в фотографии. Влияние художественных экспериментов на коммерческую фотографию и рекламу.


15 декабря | Лекция 5

HUMAN CONDITIONS. ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ И ЖАНРОВАЯ ФОТОГРАФИЯ В XX ВЕКЕ
Фотография как инструмент анализа человека и общества в первой половине-середине 20 века. Зарождение и развитие социальной документалистики, жанровая и стрит-фотография, смена тенденций и идеологий. Послевоенный гуманизм, выставка «Род человеческий». Полемика «Новых документалистов» с предыдущим поколением. Усложнение взгляда на общество и человеческую природу со второй половины 1950-х. Критика способности фотографии быть свидетелем и интерпретатором реальности.


22 декабря | Лекция 6

FASHION-ФОТОГРАФИЯ
Фотография моды как самый молодой и сложный вид фотографии. Одновременно коммерческая и художественная практика, отражение и формирование идеала красоты и стиля жизни. Сложение и развитие fasion-фотографии в 20 веке, смена направлений, основные имена. Фотография моды конца 20 -начала 21 века. Критика коммерческого глянца и рефлексия авторов внутри индустрии. Анализ вопросов сексуальности, телесности, норм поведения, стереотипов fashion-фотографии и её влияния на общественное мнение. Демократизация, провокация, различие подходов.


29 декабря | Лекция 7

РЕПОРТАЖ В XX ВЕКЕ
Военный и социальный репортаж, роль фотографии в системах распространения новостей, формирования общественного мнения. Фотографы Второй мировой войны и советский военный фоторепортаж как отдельный феномен, “LIFE” и другие иллюстрированные журналы, агентство «Магнум», фотоистории и фотокниги. Репортаж в век телевидения, война во Вьетнаме.


12 января | Лекция 8

ФОТОГРАФИЯ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ
Художественная фотография в 20 веке, вопросы собственного фотографического языка, эстетики и поэтики. Способы познания мира через фотографически-художественный образ на протяжении 1930-70-х годов, возможность выразить эмоции средствами фотографии. Взаимодействие научного, документального и символического, расширение горизонтов зрения и рождение новых поэтических и философских ассоциаций.


19 января | Лекция 9

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ. КАТАЛОГ, ТИПОЛОГИЯ, СКОНСТРУИРОВАННАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Вопросы концептуальной фотографии, определение концептуального искусства. Решение вопросов фотографии средствами фотографии, фотография как инструмент исследования самой себя. Дюссельдорфская школа, строгий документализм, понятие deadpan, фотография как современное искусство, повышение её рыночной стоимости. Constructed reality или Tableau photography -сконструированная реальность как жанр современной концептуальной фотографии, посредством которого решается широкий спектр задач.


26 января | Лекция 10

НОВЫЙ ПЕЙЗАЖ. ФОТОРЕАЛИЗМ И ЦВЕТ
Новые фотографические и художественные тренды 1970-х. Актуализация цвета, цветная фотография как проблема, выставки и полемика в прессе. Фотореализм в живописи и скульптуре, возможность быть художником в век фотографии. Выставка «Новая топография» 1975 года и её последствия. Категории возвышенного и банального, традиционного и современного, природного и культурного. Современный фотографический пейзаж как способ говорить об обществе, экологии, потреблении и истории искусства. Пейзаж как метод анализа реальности и политическое высказывание.


2 февраля | Лекция 11

ДВАДЦАТЫЙ ВЕК ЗАКАНЧИВАЕТСЯ. САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ, ИРОНИЯ, ЭПАТАЖ
На лекции рассматриваются вопросы взаимодействия фотографии с актуальными художественными практиками в конце XX – начале XXI века. Проблемы самопрезентации, самоидентификации личности посредством фотографии. Фотографические исследования категорий тела и пола, социальных стереотипов и табу. Введение в поле зрения социума различных субкультур, образов телесности, сексуальности, образа жизни и поведения и утверждение их в пространстве массовой культуры. Ирония и самоирония в разных видах фотографии. Вопросы влияния фотографии на массовое сознание.


9 февраля | Лекция 12
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОСТИ
Тенденции фотографии последних лет – художественной, документальной, коммерческой. Вопросы телесности, гендера, сексуальности, смерти, природы и науки, архива и памяти, фотографической правды, пропаганды и фальсификации, портретирования и самоидентификации, перформативных практик и т.п.