Современная фотография
Практика визуального исследования

Современная фотография  Практика визуального исследования

50 ЗАНЯТИЙ
ПН / СР / СБ | РАСПИСАНИЕ

Ближайших групп нет

Стоимоcть курса: 85 000 руб., рассрочка.
Группа: до 12 человек.
Скидка: 10% для студентов школы.

Онлайн-программа.
Участие из любой точки мира с полным погружением в теорию и практику

О курсе >
Структура курса >
Основные темы >
Как устроено онлайн-обучение >
Расписание, оплата, организационная информация >
Серии и проекты выпускников >

 

О курсе

Фотография сегодня существует во множестве воплощений. Более не обязанная считаться документом, она расширяет свои границы, захватывает поле любительского или рекламного изображения, заходит на территорию современного искусства. Став неотъемлемой частью нашего существования, она обретает язык, приглашающий как автора, так и зрителя к размышлению и интерпретации.

Курс разработан как система изучения языка современной фотографии и способов выстраивания фотографического проекта в поле документальной и арт-фотографии. На занятиях студентам предлагаются различные методы переосмысления реальности и новые формы работы с изображениями. Теоретический материал подкрепляется домашними заданиями, практикой, обсуждениями работ, групповыми дискуссиями, ридинг-классами. Рассматривается широкий спектр тем: от технических основ работы со световым оборудованием до функционирования фотографии в выставочном пространстве.

Основной задачей студентов является создание высказывания в формате персонального фотографического проекта, фотокниги или зина. Курс будет интересен тем, кто уже в достаточной степени овладел навыками съёмки, хочет научиться излагать свои мысли через фотографию, рассказывать истории, конструировать визуальные и концептуальные нарративы. Мы ждём всех, кто ищет себя в современной визуальной культуре, открыт новым знаниям, готов погрузиться в исследование окружающего мира и самого себя.

Ведущие курса: Владимир Селезнёв и Катя Селезнёва.

 

Структура курса

ТЕОРИЯ
Один или два раза в неделю по будням с каждым преподавателем по-отдельности.
Лекции, обсуждения, анализ.

ЗАДАНИЯ
Промежуточные задания между теоретическим блоками.
Носят как творческий, так и технический характер.

РИДИНГ-ГРУППЫ
Обсуждение ключевых текстов об искусстве XX- XXI вв, необходимых для понимания того, как функционирует фотография в мире современных медиа и каковы особенности её развития в прошлом и настоящем.
Приблизительно один раз в месяц, в субботу.
Участвуют оба преподавателя.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Творческие задания в виде мини-проектов и серий, завершающие каждый этап курса.
Приблизительно один раз в полтора месяца.

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ, ДИСКУССИИ
Анализ и обсуждение творческих заданий.
Приблизительно один раз в полтора месяца, по субботам.
Участвуют оба преподавателя.

КОНСУЛЬТАЦИИ
Три групповых консультации по завершении основной программы курса.
Даты обговариваются дополнительно.
Участвуют оба преподавателя.

ЗАЩИТА ДИПЛОМНЫХ РАБОТ
Открытый финальный показ и обсуждение итоговых проектов студентов курса.
Участвуют оба преподавателя, а также приглашённые фотографы и эксперты.


Мы разбили курс на несколько блоков, каждый из которых посвящён конкретному методу работы с современным проектом. Структура всех блоков схожа: теория → задание → анализ задания → обсуждение в ридинг-группе → самостоятельное исследование → обсуждение результатов.

Мы всегда начинаем с теоретических основ, обсуждаем культурно-исторический контекст каждого метода. При необходимости блок сопровождается технической информацией, чаще всего это происходит в начале курса, где часть занятий посвящена пониманию принципов работы со светом и световым оборудованием. После обсуждения теории студенты выполняют промежуточные задания, а также вместе с преподавателями участвуют в ридинг-классах и дискуссиях. В конце блока участники работают над собственными сериями. Обычно на это отводится не менее одной недели.

В теоретических занятиях принимает участие один из преподавателей. В итоговом анализе серий каждого блока и во всех ридинг-классах — оба преподавателя.

Важно отметить, что деление на блоки осуществляется, исходя именно из визуальных методов работы с проектами. Темы и проблематику своих серий — как промежуточных, так и итоговых — слушатели выбирают самостоятельно. Таким образом, вы осваиваете сам язык современной проектной фотографии, учитесь работать с выразительными средствами в их актуальной форме.

 

Основные темы

Фотография в контексте современного искусства

«Художник» и «фотограф» в XIX-XXI вв.
Фотографии художников, фотографии фотографов. Фотография как материал.
Репрезентация и переосмысление.

Визуальный язык и свет

Визуальные языки и позиция художника.
Технические аспекты работы со светом, особенности использования осветительного оборудования.
Свет как способ переосмысления.

Медиум фотографии

Техническая воспроизводимость искусства в XX-XXI вв.
Типология, каталогизация, отстранение.

Фотография и объект

Скульптура, инсталляция, реди-мэйд.
Смена контекста и сконструированная реальность.

Перформативная фотография

Перформанс.
Документация перформанса.
Перформативная фотография, реэнектмент.

Документальность в эпоху пост-правды

Проблема документальности фотографии.
Фотография-документ и фотография-выражение.
Доверие к фотографии: причины, следствия, возможность манипулирования.
Критика документальности.

Пост-документальность

Пост-документальная фотография, спекулятивная документалистика, мокьюментари.
Миф как основа для документального исследования.

Пост-фотография

Апроприативные техники: истоки, развитие, тенденции, актуальность.
Выход за пределы изображения.
Коллажи и цифровые манипуляции.
Фотография как объект, фотоскульптура.

Работа над проектом

Поиск идей и этапы исследования.
Написание текстов, продвижение.
Фотография в digital-среде и выставочном пространстве.

В оформлении программы использованы фотографии выпускников курса.

 

Как устроено онлайн-обучение

ОНЛАЙН-ЗАНЯТИЯ
Проводятся через Zoom. На всех занятиях важно и нужно общаться с преподавателем голосом, задавать вопросы, вступать в дискуссию.

ЗАПИСИ ЛЕКЦИЙ
Мы ведём записи всех занятий и даём доступ к ним. Однако доступ к каждому занятию предоставляется только на двое суток (48 часов) с момента его завершения.
В конце курса перед итоговыми консультациями вы получаете доступ ко всем записям на 6 месяцев.
Нам важно, чтобы вы посещали занятия в реальном времени в течение курса и пользовались записями только в крайних случаях. После окончания курса записи позволят восстановить упущенные моменты, подготовиться к дипломной работе.

PDF-КОНСПЕКТЫ
После каждого теоретического занятия вы получаете весь иллюстративный материал в виде pdf-файлов.

ВИДЕО-МАТЕРИАЛЫ
Для того, чтобы вы могли лучше освоить технический материал курса, мы записали специальные видео, в которых демонстрируем работу с различными видами освещения, показываем отбор файлов и методы обработки. Все видео-материалы доступны в течение курса и 6 месяцев после его окончания.

ЧАТ
Закрытый групповой чат в Telegram, где можно общаться и получать обратную связь от коллег и преподавателей в течение курса и даже после него.

 

Расписание на 2024 — 2025 г.

Продолжительность курса: 8 месяцев + консультации и защита диплома.

  • 33 занятия по 2,5 часа | пн, ср | 19:00 — 21:30 (МСК) | 1 или 2 раза в неделю
  • 14 занятий по 3,5 часа | сб | 12:00 — 15:30 (МСК)
  • 3 групповых преддипломных консультации по договорённости
  • сентябрь 2025 г. — открытая защита дипломных работ с приглашёнными экспертами

Точное расписание занятий можно посмотреть и скачать здесь в формате PDF.

 

Стоимость курса — 85 000 руб.

Возможна поэтапная оплата с беспроцентной рассрочкой.
Скидка для студентов Fine Art — 10%.

 

В данный момент ближайших групп нет. Вы можете оставить заявку.

 

Серии и проекты выпускников

Roxana Savin
«I’ll be late tonight»

«I’ll be late tonight» — автобиографический проект, который Роксана Савин снимала с 2012 по 2020 год.
В книге показаны фрагменты жизни состоятельных экспатриантов в закрытой резиденции на окраине Москвы. Мужчины здесь работают, а женщины занимаются хозяйством. Других вариантов отношений не предусмотрено. За внешним обеспеченностью и лоском интерьеров скрывается необходимость поддерживать видимость идеальной жизни, замалчивать проблемы, связанные с приспособлением к новой стране или воспитанием детей, не показывать психологический дискомфорт и разочарования в домашней работе, кризис брака и отношений.
Время своего пребывания в резиденции Роксана описывает как период потери идентичности. «Мои фотографии могут казаться спокойными, — говорит художница. — Но в них меня волнует напряжение между явным и скрытым».
Подробнее >

British Journal of Photography (ENG)
Book review by Jesse Alexander (ENG)
Photographer.ru. Ольга Бубич о дебютной фотокниге Роксаны Савин (РУС)
Интернет-журнал Bird in Flight (РУС)
Photomonitor (ENG)
ARTDOC Magazine (ENG)
Source Magazine (ENG)
roxanasavin.com
Instagram

 

Публикации проекта (выборочно)

 


Наталья Рассказова
«Время скорлупы»

В своём проекте Наталья находит способы работы с фотографией в ограниченных условиях самоизоляции весной 2020 года.
Материалом становятся окружающие бытовые предметы. В натюрмортах они утрачивают свою утилитарность и образуют новые связи. Процесс создания абсурдных композиций из банальных объектов, появляющихся в квартире благодаря доставке продуктов, становится для автора рутиной, как и та внешняя реальность, которая ещё до недавних пор казалась невозможной.
Когда всё сподручное было отснято, Наталья решила, что остаётся снимать только яичную скорлупу. Впоследствии проект получил название “Время скорлупы” — сочетание слов, выражающее глухое уныние и слом привычного в поисках новых возможностей.
Подробнее >

 

 


Евгения Савдеева
«Sense of body»

«На протяжении жизни женщина проходит через разные стадии отношения со своим телом. В определённый момент оно перестаёт принадлежать ей одной. Возникают правила и табу, которым нужно следовать, вторгаются специальные «женские» вещи и атрибуты. Естественные проявления тела вдруг становятся постыдными. Появляются рамки, уместиться в которые возможно только буквально избавившись от части самой себя. Следование социальным стандартам и их внутреннее отрицание становятся неизменными сопровождающими женщины на долгие годы.»
Эта серия о принятии женского тела, борьбе, неприятии, самопознании и преодолении чувства стыда, корни которого, по словам Жени, уходят в детство и долгий период взросления, на протяжении которого девочка слышит от мамы одну и ту же фразу: «Если ты выглядишь не так, как должна, значит, с тобой что-то не так».

 

 


Алёна Ахмадуллина
«Блуждающие огни»

«Блуждающие огни — это славянский миф о насильно изгнанной из тела душе, которая вынуждена скитаться по земле без возможности раствориться в бестелесном пространстве. Она беспокойна, напугана и от того зла и агрессивна. Она заманивает своим светом живых, которые от контакта с потусторонним теряют связь с реальным миром и исчезают: уходят в чащу леса, вязнут на болотах, тонут в реках.

Я искала встречи с таким огнём. Мне было интересно, явится ли он передо мной, в какой именно момент и что я почувствую. Будет ли свет действительно таким ярким?..

Однако, сколько бы я ни бродила в поисках блуждающего огня, он мне так и не встретился. А то, что могло бы увлечь меня из реального мира, осталось лишь размытым светлым пятном на фотографии.»

alenaahm.com
Instagram
PHROOM

 

 


Павел Борисов
«Эврика»

«Пущино – один из немногочисленных советских наукоградов, практически полностью сохранивших в российскую эпоху свою внешнюю и внутреннюю идентичность. Как и десятилетия назад, он является одним из центров современной науки, в его институтах работают ведущие учёные и исследователи.

Находясь в Пущино, чувствуешь себя немного не в своём времени. Кажется, что ты попадаешь в неизведанные фантастические миры, где каждая непонятная тебе вещь создана для каких-то удивительных целей. Мнимая очевидность рассказов сотрудников научных лабораторий завораживает и пугает – кажется, будто разговариваешь на разных языках с пришельцами с другой планеты.

Я вспоминаю себя подростком. Помню барьер, который возникал между мною и родителями из-за невозможности проникнуть в их таинственный и увлекательный мир. Сейчас, будучи взрослым, я заново испытываю эти ощущения в Пущино: беседуя с исследователями, гуляя по коридорам институтов, просто находясь на улицах города.

Я делаю цветные и черно-белые снимки современного Пущино как на территории закрытых научных предприятий, так и в обычной жилой среде. Несмотря на обилие артефактов современности, город и его жители не выглядят героями сегодняшнего дня. Пущино остаётся типовым советским наукоградом, странным образом застывшим между двумя эпохами».

pavelborisov.com
Nowhere Diary
GRANDMAMA’S PRINT
Moskauer Deutsche Zeitung

 

 


Дмитрий Печурин
«Бояться нечего»

«Бояться нечего» — проект жителя района Москворечье-Сабурово, где на могильнике радиоактивных и химических отходов строится часть Юго-Восточной хорды.
В своей работе Дмитрий обращается, с одной стороны, с остро стоящей экологической проблеме радиоактивного заражения части Москвы, с другой стороны, к особенностям человеческой психики — механизмам самозащиты, из-за которых большинство местных жителей отказывается признавать проблему, не имея возможности убедиться в ней на собственном опыте.
Идея невидимой угрозы, с большой вероятностью существующей, но не подтверждённой официально, становится лейтмотивом проекта. Используя непостановочные кадры, снятые на территории могильника, скриншоты из передач новостных каналов, чужие фотографии, а также воспроизводя отдельные сюжеты в судии, Дмитрий создаёт постдокументальный нарратив, не позволяющий убедиться в наличии смертельной опасности, но проблематизирующий её видимое отсутствие.
Подробнее >

The Calvert Journal
Republic
FK Magazine
SEEN Magazine
Colta
Private

Выставки, публикации, книга

 

Дмитрий Печурин
«С любовью к Родине: методические рекомендации»

Instagram
PhMuseum Grant 2023

 


Виталий Глухов
«Который час?»

Проект снят в период самоизоляции и карантинных ограничений 2020 года.
Будущее наступило. Так ли представляли себе третье десятилетие 21-го века те, кто ждал его и строил прогнозы? Будущее ли это на самом деле или только вялотекущее, но временное настоящее? Как долго оно продлится?
Об этом размышляет автор проекта, 24 часа в сутки находящийся в условиях замкнутого пространства. Время застыло. Нет возможности путешествовать, нельзя и страшно выйти из дома.
Фиксируя новую повседневность с помощью фотокамеры, Виталий систематизирует и переосмысливает свои переживания, связанные с новым пока ещё не изученным заболеванием, а за неимением возможности путешествовать, переносится в новые виртуальные миры с помощью интернета.

 


Настя Владиславлева
«Говорят, птицы не настоящие»

Теории заговора, адренохром, конспирология…
Попытка понять, где ложь, а где истина в современном информационном поле, найти баланс между информацией и дезинформацией в медиа.

Instagram

 


Марина Безрукова

 


Ира Сермакшева
«Ми ми ля ля соль соль ми»

«Я — крёстная мама Ани. В этом году, 7 июля, ей исполнилось 18 лет. Её день рождения (по старому стилю) приходится на языческий праздник Ивана Купалы – молодые девушки, венки, хороводы, ночные купания и поиски цветка папоротника. Праздник летнего солнцестояния, самая короткая ночь в году и ключевая точка в отсчете годового цикла. В этот день девочка Снегурочка из сказки прыгнула через костер и растаяла. Фабула этой сказки очень проста, текст занимает всего лишь одну страницу, а смысл непостижим и многогранен.

Я снимала проект в течение года. Мне хотелось быть свидетелем аниной метаморфозы, хотелось, чтобы ее маленький кусочек жизни стал и моим тоже. Возможно, через некоторое время, мы будем вспоминать, как снимали ее отражение в пруду, как Аня, сидя под яблоней, смотрела в банку на упавшего в неё жука, как ночью босиком ходила по лесу и играла на скрипке. Метаморфоза так и осталась неподсмотренным таинством. Возможно, превращения не случилось, и Аня продолжает расти.

Мы закончили съемки в последний день лета. Вечером мы сидели на террасе и смотрели, как садится солнце. Пили чай. Я попросила Аню пропеть ее партию скрипки голосом. Произведение называлось «Тарантелла». Я посмотрела в Википедии: тарантелла – неистовый танец, который излечивает от укуса паука.»

 

 


Борис Макаров
«Сцена разрушения»

«Окружающая действительность — это система с высоким уровнем энтропии, неопределённости. Меня занимает фиксация случайных событий: стихийных разливов неопознанной жидкости, произвольных повреждений материальных объектов, спонтанных композиции антропогенных отходов.

Люди, строения, грязь, строительный мусор, кожура от банана — все становятся участниками тотального и бесконечного акта творения, действия которого регистрируются художником».

makarovshchina.com
Instagram

 

 


Вита Строганова
«Город белых берёз»

Этот проект о городе Березники Пермского края.
Бóльшая часть жилой застройки Березников расположена над шахтами Березниковского рудоуправления. С 1986 года по наши дни в городе начали происходить техногенные землетрясения и образовываться проседания грунта (провалы). Часть города оказалась затоплена, многие дома буквально ушли под землю.
Из города белых берёз — утопического рая и будущего советской индустрии — Березники постепенно и безвозвратно превращаются в маленький вымирающий провинциальный город современной России, существование в котором с каждыми днём становится всё опаснее.
Автор выстраивает повествование о городе из детства, смешивая свои старые фотографии, архивные снимки Березников, студийные фотографии, снимки, сделанные в жилых районах современного города, а также изображения, полученные с камеры квадрокоптера.

 

 


Егор Даничев
«Игра в одиночество»

«Год назад я переехал в новую квартиру комфорт-класса. Платить за неё мне ещё 13 лет, так что моя жизнь вполне определена на этот срок: я продолжу работать в крупной ИТ-компании, чтобы обеспечить своё материальное благосостояние. Моя работа и моё существование в целом полностью меня устраивают.
Я увлекаюсь современным искусством и фотографией. Мне хочется добавить в свою жизнь те переживания и эмоции, которые даёт искусство. Хочется в чём-то быть похожим на художников и героев их работ, романтизирующих одиночество. Я примеряю на себя эти образы, играю в них, занимаюсь бессмыслицей, наслаждаюсь пустым бездействием, возможностью безнаказанно тратить время. Такое состояние я называю «игрой в одиночество».
Главное в этой игре — не становиться по-настоящему одиноким, а только понарошку, на короткое время.»

 

 


Катя Янова

yanovakatya.com
Instagram

Подробнее >

 

 


Марина Чернышева
«Films»

Проект состоит из частично засвеченных фрагментов 35-миллиметровых плёнок, найденных в фотолаборатории. После проявки оператор отрезает от плёнки край и выбрасывает его в мусорное ведро. Эти выброшенные обрезки находит, отбирает и сканирует автор.
Лишённый содержания, отбракованный, но всё же сохранивший в себе частицу реальности фотоматериал становится носителем новой информации, создаёт собственное высказывание и, не претендуя на принадлежность к творчеству или искусству, свидетельствует об этой принадлежности, возможно, в большей степени, чем остальное содержимое плёнки.

 

 


Иван Лейрих
«Photoshoot»

Мероприятие, запечатлённое на данных фотографиях, участники называют «фотосессия», кратко — «фотосет». Этот «фотосет» проходит в закрытом частном особняке, информация распространяется в узком кругу «фотографов», организационные подробности рассылаются строго конфиденциально.
Перед участниками-мужчинами в течение нескольких часов позируют обнажённые модели, принимая различные позы в различных локациях особняка. Все участники имеют профессиональную аппаратуру, некоторые — дополнительное освещение. Фотографы не имеют право трогать женщин — только фотографировать. Обучение съёмке, работе с моделью или светом не предусмотрено. Каждый снимает, что хочет и как хочет, для своих целей. После съёмки все расходятся.
Серия сделана одним из участников «фотосета», по случайному стечению обстоятельств оказавшимся на мероприятии. Эффект размытия достигнут частичным скручиванием объектива с корпуса фотокамеры.
Подробнее >

 

 


Глеб Касаткин
Подробнее >

 

 


Ксения Костомарова
«5 дней в неделю»

Ксения — выпускница 11-го класса средней школы, исследует пространство, в котором она и её одноклассники вынужденно находятся практически с утра до вечера пять дней в неделю.
Эта серия — способ пристально рассмотреть метаморфозы подросткового сознания и попытаться определить, какое место в становлении личности занимает школа и тот социум, который формируется внутри и вокруг неё.
Подробнее >