Современная фотография.
Практика визуального исследования

Современная фотография.  Практика визуального исследования

45 ЗАНЯТИЙ
ПН / ЧТ / СБ (РАСПИСАНИЕ PDF)

Ближайших групп нет

Стоимоcть курса: 85 000 руб., рассрочка.
Предоплата: 10 000 руб.
Группа: до 10 человек.
Скидка: 10% для студентов школы, другие скидки.

Быстрые ссылки

О курсе
Бэкстейдж c занятий
Как устроено обучение
Основные темы курса
Расписание, оплата, организационная информация
Серии и проекты выпускников

 

О курсе

Фотография сегодня существует во множестве воплощений. Более не обязанная считаться документом, достоверным свидетельством момента, она расширяет свои границы, захватывая поле как любительского или рекламного изображения, так и заходя на территорию современного искусства. Ставшая неотъемлемой частью нашего существования, она обрела язык, требующий от автора и зрителя не только умения видеть, но приглашающий к размышлению и интерпретации.

Курс разработан как система изучения языка современной фотографии и способов выстраивания фотографического проекта в поле документальной и арт-фотографии. На занятиях студентам предлагаются к анализу различные методы переосмысления реальности и новые формы работы с изображениями. Теоретический материал подкрепляется домашними заданиями, совместной практикой на локациях, обсуждениями работ, групповыми дискуссиями, ридинг-группами. Рассматривается широкий спектр тем: от технических основ работы со световым оборудованием до функционирования фотографии в выставочном пространстве.

Курс будет интересен тем, кто уже в достаточной степени овладел навыками съёмки, хочет научиться излагать свои мысли через последовательность фотографий, рассказывать истории, конструировать визуальные нарративы. Мы ждём всех, кто ищет себя в современной визуальной культуре, открыт новым знаниям, готов погрузиться в исследование окружающего мира и самого себя.

Ведущие курса: Владимир Селезнёв и Екатерина Селезнёва.

 

Бэкстейдж c занятий

 

Как устроено обучение

Курс состоит из нескольких модулей, соответствующих основным способам построения современного фотопроекта.

Каждый модуль представляет собой следующую последовательность:
теория → задание → обсуждение → совместная практика → самостоятельное исследование → анализ результатов.

Таким образом, в течение обучения у студентов есть возможность получить, отработать и закрепить на практике знания о различных средствах визуальной коммуникации, а к концу курса – сформировать полное представление о специфике современного фотографического языка.

В курсе присутствуют различные формы взаимодействия между преподавателями и студентами: теоретические и практические занятия, коллективные дискуссии, ридинг-группы, консультации.

 

Теория

Теоретический материал преподносится в виде лекций, обсуждений, анализа домашних заданий.
Теоретические классы проходят один или два раза в неделю по будням с каждым преподавателем по-отдельности.

Практика

Практические занятия проходят с участием одного или двух преподавателей как в студии, так и в специальных  «неподготовленных» локациях.
Студенты учатся работать с современными осветительными приборами, насадками, аксессуарами, коммуницировать с моделью, анализировать пространство съёмки.
В курсе предусмотрены различные по типу и продолжительности практические занятия: от съёмок в студии до выездов из города на несколько дней.

Ридинг-группы

Для формирования теоретической базы и расширения художественного кругозора студентов мы организуем ридинг-группы, во время которых обсуждаем ключевые тексты об искусстве XX- XXI вв, необходимые для понимания того, как функционирует фотография в мире современных медиа и каковы особенности её развития в прошлом и настоящем.

Дискуссии

Коллективный анализ проектов и серий, сделанных во время курса. Во время этих занятий у студентов есть возможность получить обратную связь о своих работах, сделанных как в рамках домашних заданий, так и самостоятельно.
Дискуссии проходят с участием обоих преподавателей по субботам и длятся от 3 до 5 часов.

Консультации

В конце курса перед защитой дипломных работ назначаются две дополнительные консультации, на которых в общем или индивидуальном порядке у каждого участника есть возможность обсудить свой будущий проект с обоими преподавателями.
Помимо этого индивидуальное консультирование по проектам возможно в любое время в период обучения и после него.

 

Основные темы курса

Фотография в контексте современного искусства
Понятия «художник» и «фотограф» в XXI веке.
Фотографии художников, фотографии фотографов. Фотография как материал.
Репрезентация и переосмысление в традиционной и современной фотографии.

Свет и световое оборудование
Свойства света. Основные типы студийных световых приборов, особенности их использования.
Виды света: классический свет, неявный свет, киносвет, любительская эстетика, свет как пространство.
Свет как способ переосмысления сюжета. Свет как сюжет.

Визуальные языки
Тенденции и развитие изобразительных методов в XX — XXI вв.
Совмещение и дифференциация изобразительных методов.
Выбор визуального языка как способ авторского высказывания.

Типология
Реди-мейд, дематериализация, деперсонализация, каталогизация, отстранение.

Фотография и смежные медиа
Взаимодействие фотографии со скульптурой, инсталляцией, перформансом.
Проблемы внедрения художника в окружающую реальность.
Партисипаторные практики.

Проблема документальности в эпоху пост-правды
Фотография-документ и фотография-выражение.
Доверие к фотографии: причины, следствия, возможность манипулирования.
Критика документальности в работах современных авторов.
Пост-документальная фотография, мокьюментари.

Пост-фотография
Апроприативные техники: истоки, развитие, тенденции, актуальность.
Выход за пределы изображения. Фото-объект, фото-скульптура.

Работа над проектом
Поиск идей, ресёрч, ментальные карты.
Написание текстов, продвижение.
Фотография в интернете и выставочном пространстве.

 

Расписание 2021 — 2022

Продолжительность курса: 7 месяцев (с перерывом на новогодние праздники).

Количество занятий: 5 — 8 занятий в месяц, всего — 43 занятия + 2 консультации.

Большинство занятий проходит в понедельник и четверг.
Часть занятий (с двумя преподавателями) — в субботу.

При невозможности очного посещения нескольких занятий предоставляется онлайн-доступ.
Запись занятий не производится.

ПН / ЧТ : 19:00 — 22:00.
СБ: 12:00 — 17:00 (возможен перенос времени из-за съёмок).

Старт курса: 16 октября 2021 г.
Планируемая дата окончания: 30 апреля 2022 г. + дополнительные консультации.

Точное расписание занятий можно посмотреть и скачать здесь в формате PDF.

 

Стоимость курса — 85 000 руб.

Возможна поэтапная оплата с беспроцентной рассрочкой.
Скидка для студентов Fine Art — 10%.

В стоимость включено:

  • 31 занятие по 3 часа (теория, практика),
  • 10 групповых дискуссий и ридинг-групп продолжительностью около 5 часов,
  • 1 выездное практическое занятие продолжительностью 4 — 5 часов,
  • 1 выездное практическое продолжительностью 2 дня *,
  • 2 групповых преддипломных консультации,
  • возможность онлайн-доступа к теоретическим занятиям,
  • индивидуальное консультирование по проектам в течение всего обучения и после него,
  • оплата моделей для выездных съёмок,
  • возможность использования светового оборудования школы во время практических занятий,
  • 3 часа аренды студии для выполнения домашних заданий и работы над проектом,
  • скидка 30% в период обучения на услуги печати фотографий в лаборатории Fotolab,
  • скидка 20% на все обучающие мероприятия школы в период обучения на курсе до защиты диплома.

* Проживание в гостинице оплачивается дополнительно (1000 — 1500 руб. / чел).

 

В данный момент ближайших групп нет. Вы можете оставить заявку.

 

Серии и проекты выпускников

Roxana Savin, «I’ll be late tonight»

«I’ll be late tonight» — автобиографический проект, который Роксана Савин снимала с 2012 по 2020 год.
В книге показаны фрагменты жизни состоятельных экспатриантов в закрытой резиденции на окраине Москвы.  Мужчины здесь работают, а женщины занимаются хозяйством. Других вариантов отношений не предусмотрено. За внешним обеспеченностью и лоском интерьеров скрывается необходимость создавать видимость идеальной жизни, замалчивать проблемы, связанные с приспособлением к новой стране или воспитанием детей, не показывать истерики и разочарования в домашней работе, кризис брака и т.д.
Время своего пребывания в резиденции Роксана описывает как период потери идентичности. «Мои фотографии могут казаться спокойными, — говорит художница. — Но в них меня волнует напряжение между явным и скрытым».
Подробнее >

Публикации проекта (выборочно)

 


Наталья Рассказова, «Время скорлупы»

В своём проекте Наталья находит способы работы с фотографией в ограниченных условиях самоизоляции весной 2020 года.
Материалом становятся окружающие бытовые предметы. В натюрмортах они утрачивают свою утилитарность и образуют новые связи. Процесс создания абсурдных композиций из банальных объектов, появляющихся в квартире благодаря доставке продуктов, становится для автора рутиной, как и та внешняя реальность, которая ещё до недавних пор казалась невозможной.
Когда всё сподручное было отснято, Наталья решила, что остаётся снимать только яичную скорлупу. Впоследствии проект получил название “Время скорлупы” — сочетание слов, выражающее глухое уныние и слом привычного в поисках новых возможностей.
Подробнее >

 


Евгения Савдеева, «Sense of body»

«На протяжении жизни женщина проходит через разные стадии отношения со своим телом. В определённый момент оно перестаёт принадлежать ей одной. Возникают правила и табу, которым нужно следовать, вторгаются специальные «женские» вещи и атрибуты. Естественные проявления тела вдруг становятся постыдными. Появляются рамки, уместиться в которые возможно только буквально избавившись от части самой себя. Следование социальным стандартам и их внутреннее отрицание становятся неизменными сопровождающими женщины на долгие годы.»
Эта серия о принятии женского тела, борьбе, неприятии, самопознании и преодолении чувства стыда, корни которого, по словам Жени, уходят в детство и долгий период взросления, на протяжении которого девочка слышит от мамы одну и ту же фразу: «Если ты выглядишь не так, как должна, значит, с тобой что-то не так».

 


Дмитрий Печурин, «Бояться нечего»

«Бояться нечего» — проект жителя района Москворечье-Сабурово, где на могильнике радиоактивных и химических отходов строится часть Юго-Восточной хорды.
В своей работе Дмитрий обращается, с одной стороны, с остро стоящей экологической проблеме радиоактивного заражения части Москвы, с другой стороны, к особенностям человеческой психики — механизмам самозащиты, из-за которых большинство местных жителей отказывается признавать проблему, не имея возможности убедиться в ней на собственном опыте.
Идея невидимой угрозы, с большой вероятностью существующей, но не подтверждённой официально, становится лейтмотивом проекта. Используя непостановочные кадры, снятые на территории могильника, скриншоты из передач новостных каналов, чужие фотографии, а также воспроизводя отдельные сюжеты в судии, Дмитрий создаёт постдокументальный нарратив, не позволяющий убедиться в наличии смертельной опасности, но проблематизирующий её видимое отсутствие.
Подробнее >

Выставки и публикации

 


Виталий Глухов, «Который час?»

Проект снят в период самоизоляции и карантинных ограничений 2020 года.
Будущее наступило. Так ли представляли себе третье десятилетие 21-го века те, кто ждал его и строил прогнозы? Будущее ли это на самом деле или только вялотекущее, но временное настоящее? Как долго оно продлится?
Об этом размышляет автор проекта, 24 часа в сутки находящийся в условиях замкнутого пространства. Время застыло. Нет возможности путешествовать, нельзя и страшно выйти из дома.
Фиксируя новую повседневность с помощью фотокамеры, Виталий систематизирует и переосмысливает свои переживания, связанные с новым пока ещё не изученным заболеванием, а за неимением возможности путешествовать, переносится в новые виртуальные миры с помощью интернета.

 


Марина Безрукова

 


Катя Янова
Подробнее >

 


Марина Чернышева, «Films»

Проект состоит из частично засвеченных фрагментов 35-миллиметровых плёнок, найденных в фотолаборатории. После проявки оператор отрезает от плёнки край и выбрасывает его в мусорное ведро. Эти выброшенные обрезки находит, отбирает и сканирует автор.
Лишённый содержания, отбракованный, но всё же сохранивший в себе частицу реальности фотоматериал становится носителем новой информации, создаёт собственное эстетическое высказывание и, не претендуя на принадлежность к территории искусства, свидетельствует об этой принадлежности, возможно, в большей степени, чем остальное содержимое плёнки.

 


Иван Лейрих, «Photoshoot»

Мероприятие, запечатлённое на данных фотографиях, участники называют «фотосессия», кратко — «фотосет». Этот «фотосет» проходит в закрытом частном особняке, информация распространяется в узком кругу «фотографов», организационные подробности рассылаются строго конфиденциально.
Перед участниками-мужчинами в течение нескольких часов позируют обнажённые модели, принимая различные позы в различных локациях особняка. Все участники имеют профессиональную аппаратуру, некоторые — дополнительное освещение. Фотографы не имеют право трогать женщин — только фотографировать. Обучение съёмке, работе с моделью или светом не предусмотрено. Каждый снимает, что хочет и как хочет, для своих целей. После съёмки все расходятся.
Серия сделана одним из участников «фотосета», по случайному стечению обстоятельств оказавшимся на мероприятии. Эффект размытия достигнут частичным скручиванием объектива с корпуса фотокамеры.
Подробнее >

 


Глеб Касаткин
Подробнее >

 


Ксения Костомарова, «5 дней в неделю»

Ксения — выпускница 11-го класса средней школы, исследует пространство, в котором она и её одноклассники вынужденно находятся практически с утра до вечера пять дней в неделю.
Эта серия — способ пристально рассмотреть метаморфозы подросткового сознания и попытаться определить, какое место в становлении личности занимает школа и тот социум, который формируется внутри и вокруг неё.
Подробнее >

 


Рафаэл Зулфугаров
Подробнее >

 


Михаил Петров, «Closed for season»

В своей работе Михаил запечатлевает безмолвие и отчуждённость мест отдыха туристов, закрытых во внесезонное время.
Автор задаётся вопросом, что представляет собой понятие «территория», изначально обусловленное взаимодействием между пространством и создающими его людьми, в тот момент, когда люди, временно или навсегда, покидают это пространство или перестают использовать его по первоначальному назначению.
Подробнее >